Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время агрессия среди различных категорий получает широкое распространение. Часто проявление данного качества препятствует успешной социализации и развитию личности. В связи с этим на протяжении длительного времени психологи, педагоги и социологи проводят активную работу по исследованию причин агрессии и возможностей снижения её негативного воздействия.
Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению загадки агрессии. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучении. Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология исследует агрессию и связывает это с изучением социальных и психологических черт, куда входят потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др. Однако до сих пор ощущается недостаток в практических программах по психокоррекционному воздействию на личность, склонную к агрессии. Вот почему исследовательская работа, направленная на разработку эффективной психокоррекционной программы по снижению агрессии, является актуальной.
Цель: составить и апробировать психокоррекционную программу для личности, склонной к агрессии.
Задачи:
1.Сделать анализ литературных и информационных источников по теме работы.
2. Организовать эмпирическое исследование специфики личностных черт людей с агрессивностью.
3. Подобрать психодиагностические методики и провести первичную диагностику в сравнительном плане в экспериментальной и в контрольной группах.
4. Составить и апробировать психокоррекционную программу по снижению агрессивности на основе первичной диагностики
5. Провести контрольную диагностику агрессивности после проведения формирующего эксперимента.
Предмет: – психокоррекционное воздействие на личность, склонную к агрессии.
Объект: личностная агрессия
Гипотеза:
Разработанная нами психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности, является актуальной.
Методы: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, эксперимент, статистический анализ.
Психодиагностические методики:
1. Методика многофакторного исследования личности (авт. Р. Кэттелл)
2. Методика диагностики состояния агрессии (авт. А. Басса, А. Дарки в адапт. А. К. Осницкого).
3. Тест «Личностная шкала проявлений тревоги» (авт. Дж. Тейлор в адапт. Т.А. Немчинова).
4. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. А. Н. Орел).
Статистические методы: критерий Манна-Уитни
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной программы в практике психолога.
Эмпиричесая база исследования:
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессии в психологической науке
1.1. Понятие «агрессия»: методологический аспект
Перевод с латыни агрессии обозначает "нападение". Под термином "агрессия" понимаются множество проявлений. Это явление связывается с отрицательными эмоциями, с отрицательными мотивами, с отрицательными установками, разрушающими действиями.
Психология агрессию расценивает как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей. Направленность такого рода универсальна, и данная дефиниция в основном нейтральна. Агрессивность является положительной, если это способность выжить. Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне - это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) .
Большой опасности подвергаются люди, когда агрессия направлена на них. По определению А. Бандуры и Р. Уолтерса такая агрессия носит название асоциальная, и связана она с социально-деструктивным действием, поэтому результатом их может быть разрушение субъекта, имущества, но не всегда это преследуется органами закона .
Агрессивность проявляется открыто и скрыто. Агрессивность в виде термина обычно употребляют, чтобы обозначить разрушительные намерения, и она маскируется, к примеру, честолюбивыми представлениями. Под такими действиями понимается самоутверждение, и подразумевается, что в их основе лежит побуждение мотивации конкуренции, стремлений к достижению, ироничного отношения к происходящему и высказываний по этому поводу. Однако окружающие эти проявления оценивают как проявление агрессии против них. Выраженной агрессивностью чаще считается конфликт, злые слова, тип давления, плохая оценка. При скрытой агрессии происходит обрыв общения, саморазрушения, самоубийство. Внутренние репрезентации агрессии выступают как фантазирование, аффективность. К примеру, субъект вынашивает идеи расправы с каким-то человеком, но проявление агрессии происходит только в сфере фантазии, либо при испытании сильного аффекта .
Влечения проявляются через аффективность. Агрессивность выступает как борьба за свободу, уход от угрозы и страданий, борьба с препятствиями по пути к достижению потребностей, осознание и снятие внутренних конфликтов, возрастание самооценочного отношения. Здесь агрессивность парциальна, она в полном объёме не представлена .
Однако дефиниции агрессии и агрессивности разные по своему содержанию. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам. Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей .
Агрессивность проявляется или очевидно, или завуалировано, она может иметь пассивный характер, к примеру, супруг не реагирует какое-то время на супругу, которая не уделила тепла. В мире взрослых под агрессивностью понимается типы поведения, которые существенно осложняют жизнедеятельность, ослабляют коммуникацию. Агрессивность несёт в себе и позитивность, что выражается в способности субъекта защитить себя, окружающих, в способности отстоять свои позиции - в этом случае агрессия – это способность следовать принятым ценностям, что является неотъемлемой чертой лидера. Если подавлять агрессию, то это приведет к проявлению пассивности в поведении, и разовьёт неспособность человека отстоять свои права. Если контролировать агрессивность, то это будет способствовать его успеху в разнообразных сферах жизни, будет направлять проявления жизнестойкости .
Таким образом, агрессия - это поступок, а под агрессивностью понимаются личностные черты, которые определяют склонность реагирования на окружающее преимущественно враждебно. Формирование агрессивности происходит при развитии сознания у детей, а проявляется рано – ещё в возрасте дошкольника. Это важный момент, так как её закрепление определяет дальнейший путь развития личности. Есть много теорий, объясняющих агрессивные паттерны поведения, и они разделяются на 2 главные категории: социологическую и психолого-биологическую . К психолого-биологическим относят антропологическую теорию Ч. Ломброзо, теорию инстинкта К. Лоренца, теорию фрустраций Д. Долларда, теорию социальных научений А. Бандуры, Д. Роттера, теорию влечений З.Фрейда, теорию развития Б. Ниссена .
К социологическим теориям можно отнести теорию аномии Э.Дюркгейма, теорию субкультуры С. Ламнека, теорию стигматизации Т.Д. Шеффа, теорию индивидуальностей А.Адлера, теорию деятельностей Р. Доджа, С.Крика, теорию социализаций Б.Ф.Скиннера, ролевую теорию Д. Майерса .
По Берковиц Л. агрессия подразделяется на:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 20015. – 344 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
3. Анисимов, Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2015. – 299 с.
4. Антонин, Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей. М., 2015. – 364 с.
6. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. – 497 с.
7. Бандура, А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
8. Белогуров, С.Б. Профилактическая работа с девиантным поведением. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
10. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
11. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
12. Братусь, Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
13. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
14. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
15. Галагузова, М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
16. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
17. Зиновьева, Н.О., Михайлова, Н.Ф. Психология и психотерапия насилия М., 2016. – 164 с.
18. Игошев, К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
19. Кириенко, А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
20. Короленко, Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
21. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
22. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения. М.: Фолиум, 2017.
23. Кьеркегор, С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
24. Личко, А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомания. М., 2015. – 379 с.
25. Лоренц, К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. – 631 с.
26. Мазина, О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2015. – 45 с.
27. Матвеев, В. Ф. Профилактика вредных привычек. М., 2015. – 217 с.
28. Менделевич, В.Д. Диагностика склонности людей к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
29. Обозов, Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
30. Прихожан, А.М. Тревожность: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
31. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
32. Сукубов, А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
33. Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2015. - № 5. - C.23-25.